Правоприменительная деятельность Национального банка Украины

Правоприменительная деятельность Национального банка Украины

По отношению к клиенту адвокатского бюро - Общества с ограниченной ответственностью «Ай Ти Финанс», которое является платежной организацией внутригосударственной платежной системы 24 NONSTOP Национальный банк Украины принял ряд незаконных решений. При этом, незаконность решений лежит не в плоскости выявленных регулятором нарушений, а в плоскости правозатосовчои деятельности Национального банка Украины.

С 13 октября 2015 по 9 ноября 2015 Национальный банк Украины провел проверку ООО «Ай Ти финанс», как платежной организации Внутригосударственной платежной системы 24 NONSTOP. Проверка проводилась за период деятельности с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года. Во время проверки проверялись факты, возникшие на основании действий и событий, которые имели место в период деятельности с 1 января 2014 до 1 октября 2015 года. Справка по результатам проверки составлена ​​26 ноября 2015.

И вот наконец, 30 декабря 2015 Национальный банк Украины применяет по результатам проверки в ООО «Ай Ти Финанс» меры воздействия. Применяется мера воздействия, предусмотренный разделом VII. Положения, а именно: Ограничение, приостановление или прекращение предоставления отдельных видов услуг в платежных системах в Украине.

Здесь начинается самое интересное, ведь Национальный банк Украины применяет к результатам проверки Постановление Правления Национального банка Украины № 524 от 19 декабря 2013 «Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение объектами надзора (оверсайта) законодательства Украины по вопросам деятельности платежных систем в Украине »в редакции которая действовала с 26 ноября 2015 года.

К обстоятельствам, которые имели место до 26 ноября 2016 года, а именно за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года, Национальным банком Украины применяется нормативный акт вступивший в силу 26 ноября 2016, то есть Национальным банком Украины нарушается конституционный принцип о необратимости действия законов и нормативных актов во времени.

Конституция Украины предусматривает, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Конституционный Суд Украины неоднократно предоставлял толкование этого принципа в своих решениях.

Так, в Решении от 13 мая 1997 года № 1-зп (по делу о несовместимости депутатского мандата) Конституционный Суд Украины отмечает, что статья 58 Конституции Украины 1996 года закрепляет один из важнейших общепризнанных принципов современного права - законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Это означает, что законы и другие нормативно-правовые актипоширюють свое действие только на те отношения, которые возникли после вступления законов и других нормативно-правовыми актами в силу ..

В Решении от 9 февраля 1999 года № 1-рп (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) Конституционный Суд Украины дает толкование, в части первой статьи 58 Конституции Украины действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так , что она начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

Для того, чтобы было более понятно, какие нормы были применены следует предоставить сравнительные редакции нормативного акта, примененного Национальным банком Украины.

Сравнительные редакции Постановления Правления Национального банка Украины № 524 от 19 декабря 2013 «Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение объектами надзора (оверсайта) законодательства Украины по вопросам деятельности платежных систем в Украине»

Редакция от 19 декабря 2013

Редакция от 26 ноября 2015

VII. Ограничения, приостановления или прекращения предоставления отдельных видов услуг в платежных системах в Украине

 

1. Национальный банк в случае неустранения объектом надзора (оверсайта) нарушений законодательства Украины, указанных в разделе VI настоящего Положения, принимает решение об ограничении, приостановлении или прекращении предоставления объектом надзора (оверсайта) отдельных видов услуг в платежных системах в Украине ( далее - Решение).

Решение принимает Комиссия Национального банка с учетом влияния выявленных нарушений на непрерывность функционирования платежной системы или на услуги, которые предоставляются участникам платежной системы и их пользователям.

Контакты

Если у вас остались вопросы свяжитесь с нами